Прорила ведения визуальной ориентировки. Порядок определения места вертолета
Для создания благоприятных условий сличения и опознавания ориентиров необходимо знать и соблюдать следующие правила:
— полетную карту держать сориентированной по сторонам горизонта;
— выдерживать расчетный режим полета (курс, скорость, время полета), вести счисление пути, чтобы иметь возможность сличать карту с местностью в ограниченном районе;
— упреждать появление ориентиров в поле их видимости, т. е. знать, с какого направления какой ориентир должен появиться, увеличивая этим время наблюдения;
— выбирать для опознавания вначале крупные, наиболее характерные ориентиры, даже если они находятся на значительном удалении, опознать их, а затем опознавать ориентиры вблизи вертолета для точного определения МВ;
— опознавать ориентиры по нескольким признакам, чтобы не принять один ориентир за другой, похожий на него.
Сличение карты с местностью выполняют, как правило, переходом от карты к местности, т. е. сначала изучают и запоминают признаки ориентиров на карте, а затем по ним опознают наблюдаемые ориентиры на местности. Этот способ позволяет до появления в поле видимости ожидаемых ориентиров изучить их признаки, чтобы затем выявить при опознавании. Но если в зоне обзора внезапно появился крупный или характерный ориентир, применяется переход от местности к карте, т. е., пока он виден, изучают и запоминают его характерные признаки, а затем по ним отыскивают ориентир на карте. Способ может быть применен также при потере ориентировки. При опознавании ориентиров может использоваться многократный переход от карты к местности и от местности к карте.
В ходе полета летчику зачастую бывает достаточно знания приближенного МВ. Оно определяется при ведении общей ориентировки, в том числе и визуальной, когда опознаванием ориентиров определяется лишь район местонахождения (летчик узнает ориентиры, мимо которых проходит вертолет).
Определение МВ визуально — переход от общей ориентировки к детальной, к определению точки, над которой находится вертолет в данный момент. Определяется МВ в следующем порядке: убедиться, что карта сориентирована по сторонам горизонта; по
результатам счисления пути определить достигнутый рубеж (счис — лимое МВ); на карте в радиусе, равном примерно 3—5 высотам, выбрать наиболее характерные или крупные ориентиры, запомнить их основные признаки; на местности по этим признакам опознать ориентиры. Определяется МВ либо в момент пролета опознанного ориентира, наблюдаемого под вертолетом, либо глазомерным сопоставлением положения опознанных ориентиров, которые находятся в пределах 2—3 высот полета.
Во втором случае оценивается примерное положение вертолета относительно опознанных ориентиров. Расстояние от вертолета до ориентира определяется по высоте и вертикальному углу (рис. 6.8).
8У/
26,5
45
56
69
76
Точность определения удалений ориентира зависит от умения глазомерно определять ВУ. Ошибка в их определении достигает 7—10° даже для летчиков, имеющих опыт полетов. Использовать этот прием следует до ВУ не более 63°, так как далее точность определения удаления резко падает.
На карте МВ, определенное визуально, обозначается перекрестием размером 8—10 мм и временем определения ( х 7.01). Отметки ставятся периодически, в промежутках между ними (при следовании вертолета по ЛЗП или вблизи нее) фактическая линия пути удерживается в памяти летчика.
Точность определения МВ визуально зависит от масштаба карты, высоты полета и навыков в определении удалений ориентиров. При пролете над ориентиром на высоте 200—300 м с использованием карты 1 : 200 000 МВ определяется с точностью 0,3—0,5 км, а со средних высот по картам 1 : 1 000 000 практическая точность от? леток составляет 3 км+0,6 Я, км.
Соблюдение правил ведения визуальной ориентировки сокращает время опознавания ориентиров, а отступление от них ведет к осложнениям в полете и потере ориентировки.